Что такое франшиза: понятие, преимущества и недостатки, FAQ

что такое франшиза

При открытии бизнеса с нуля приходится анализировать рынок и конкурентов, продумывать и отрабатывать технологию, создавать стратегию продвижения. Франшиза представляет собой готовый бизнес, который приносит деньги уже с первых дней. Предприниматель получает возможность использовать раскрученный бренд, авторские разработки, нематериальные активы и многое другое.

Пока конкуренты будут тратить время на решения множества проблем, вы получите прибыль за максимально короткий период. Единственный момент – наличие ряда особенностей, без знания которых не удастся построить прибыльное дело. В статье вы узнаете о самом понятии, основных моментах, получите ответы на часто задаваемые вопросы.

Определение понятия

популярные франшизы

Франшиза – это покупка права на ведение деятельности под определенной торговой маркой. Франчайзинг – это создание и ведение бизнеса на условиях заключенного договора франшизы. Заключается между двумя сторонами: франчайзи (человеком или группой людей) и франчайзером (торговым объединением).

Интересный факт! Впервые подобную концепцию стал использовать не McDonald’s, как многие считают. Основы концепции франчайзинга были заложены изобретателем швейной машины Zinger. В 1858 году Исаак Зингер продавал лицензии по всей стране, предоставляя покупателям собственный товар и занимаясь обучением персонала.

Такая форма соглашения дает право использовать конкретный бренд в коммерческих целях. По сути, человек приобретает готовый бизнес, включая саму технологию. Он экономит годы на изучении особенностей рынка и выстраивания эффективной стратегии.

Например, одна из крупнейших сетей McDonald’s применила такую форму сотрудничества для расширения бизнеса. Франшизу американской сети использует более 30 000 заведений, которые работают в 118 странах мира. Их общая прибыль достигает 5 миллиардов долларов в год.

Преимущества бизнеса по франшизе

преимущества франшизы для малого бизнеса

Основная причина выбора именно такого способа открытия собственного дела – быстрая раскрутка и получение прибыли. Некоторые предприятия требуют огромных вложений, при этом их окупаемость составляет 2-5 лет. Рынок постоянно меняется, поэтому никто не хочет столько ждать.

Франшиза для малого бизнеса дает возможность значительно ускорить процесс. Например, «Макдональдс» пользуется огромной популярностью во всем мире. Открытие заведения под данной торговой маркой в крупном городе в первые же дни привлечет тысячи клиентов. В то же время предприятие, которое вы открыли с нуля, может вовсе не выдержать конкуренции.

Из других преимуществ бизнеса по франшизе стоит выделить:

Узнаваемость

Большинство франчайзеров пользуется огромной популярностью как в России, так и за её пределами. Можно выделить из бюджета средства на рекламу, но их потребуется гораздо меньше, нежели на продвижение предприятия с нуля.

Полная поддержка

Открывая предприятие самостоятельно, вы остаетесь наедине с проблемами. Заключая договор с владельцем сети, вы получаете полную поддержку, ведь он заинтересован в вашем успехе. Франчайзеры курируют франчайзи, направляют в нужную сторону.

Минимальные риски

Открытие своего заведения с нуля имеет огромные риски, ведь вы можете неправильно оценить привлекательность товара, недооценить конкурентов и так далее. Если работать под одной из известных торговых марок, то риски сводятся к минимуму. Владелец компании уже прошел долгий путь, поэтому вам остается только следовать инструкции.

Минимальные затраты на рекламную кампанию

В пакет документов для открытия и ведения бизнеса по франшизе франчайзеры включают различные стратегии продвижения, ведения рекламных кампаний, организацию мероприятий.

Наличие территориального разграничения

В договоре прописывается граница. Сразу после получения лицензии, вы начинаете управлять заведением на определенной территории. Угроза конкурентов, которые работают под этой же торговой маркой, автоматически снимается.

Франшиза для малого бизнеса является практически обязательной. В сфере общественного питания много мелких заведений, конкуренция зашкаливает, поэтому начинающему предпринимателю нужна поддержка. Менторы в лице известных брендов дадут необходимый толчок, расскажут об особенностях рынка, окажут полную поддержку, а франчайзи останется только развивать дело и получать прибыль.

Недостатки бизнеса по франшизе

Основной недостаток – высокая стоимость. За возможность открыть и развивать заведение под известным брендом в некоторых случаях придется заплатить 30-40 тысяч долларов. Это сумма без учета аренды/покупки помещения, оборудования и других расходов.

Франшиза – это популярный способ ведения своего дела, что объясняет высокую конкуренцию. Если вы хотите избавиться от заведений, которые ведут бизнес под этой же торговой маркой, то за эксклюзивное право на бренд в пределах региона или города придется заплатить дополнительно 100-200 тысяч рублей.

Второй недостаток – ограничение возможностей франчайзи. Владелец бренда старается сохранить репутацию, поэтому вводит ряд правил. Действия начинающего предпринимателя строго регламентированы, он обязан соблюдать правила, согласовывать все с владельцем торговой марки.

Для примера возьмем франшизу McDonald’s. Она сильно ограничивает предпринимателей, обязывая их тратить в несколько раз больше денежных средств. Если человек решает открыть заведение под данным брендом, он обязан купить помещение. Если он решит арендовать помещение, ему просто не выдадут лицензию.

Часто ограничения возможностей не дают развиваться. Например, вы придумали новое блюдо. Без одобрения в том же «Макдональдс» вам не позволят внести его в меню. Возможно, это блюдо привлекло бы новых клиентов, в 2-3 раза увеличило прибыль, но его просто не одобрили.

Желая работать по такой концепции, многие не понимают, что такое франшиза на практике. Она представляет собой уже готовую идею. Предпринимателю не нужно заниматься технологией, разработкой новых блюд или услуг – все это уже сделали. Но за счет того, что уже все продумали за бизнесмена, не каждому может подойти такой бизнес.

Стоимость «чужого предприятия»

Она указывается в договоре франчайзинга в качестве паушального взноса – платы за использование бренда или модели бизнеса. Размер зависит от ряда факторов: популярность бренда, ожидаемый доход, дополнительные услуги, например, обучение или реклама.

Первый взнос – не единственная финансовая проблема. Франчайзи обязан выплачивать установленный в договоре процент от прибыли. Существенная часть средств уйдет на помещение, оборудование, персонал, рекламу и прочее.

франшиза додо пиццы

Для лучшего понимания рассмотрим популярные в России франшизы для малого бизнеса. Например, в «Додо Пицца» взнос 350 000 рублей, а суммарные инвестиции превышают 3 миллиона.

франшиза domino's pizza

Одна из самых дорогих организаций – Domino’s Pizza. В ней паушальный взнос составляет 2 миллиона рублей, а суммарные инвестиции – 15 миллионов.

Ответы на часто задаваемые вопросы

В статье мы постарались максимально подробно ответить на основной вопрос. Если же вы планируете открывать свое дело с нуля (не рассматриваете франшизу), тогда обратите внимание на статьи из этой рубрики. Для всех остальных мы подготовили FAQ.

Что такое франшиза?

Это право использовать определенную торговую марку в своих коммерческих целях. Человек получает упакованный и готовый к открытию бизнес, включая технологию, стратегии, корпоративные стандарты.

Кто такой франчайзи?

Это человек или группа людей, которые приобретают право на использование франшизы под конкретной торговой маркой. Часто ими становятся компании и предприниматели, у которых есть средства и ресурсы, но нет опыта.

Кто такой франчайзер?

Это юридические лицо, осуществляющее продажу франшизы. Именно он получает единоразовый платеж или периодические отчисления, которые выступают в качестве денежного вознаграждения.

Что такое каталог франшиз?

Он предоставляет возможность максимально быстро изучить и выбрать наиболее выгодное предложение. Найти подобные каталоги можно на тематических сайтах и форумах.

Какие выплаты производит франчайзи?

Разрешение на использование благ франчайзера может передаваться на безвозмездной основе. Чаще за него приходится платить. Человек или группа людей обязаны заплатить паушальный взнос (передавая при заключении договора разовая сумма) или роялти (один платеж раз в месяц или раз в год). Стороны вместе договариваются об удобном способе оплаты.

Какие есть виды франшиз?

Прямая – простой вид с правом открыть одно предприятие в оговоренном месте. Мульти – право открытия нескольких заведений в течение отведенного времени в определенном месте. Мастер – это право франчайзи продавать франшизу на утвержденной территории от своего имени, то есть в своем регионе стать франчайзером. Всего есть 8 видов франшиз!

Заключение

Франшиза – это проверенный способ для начинающих предпринимателей войти в бизнес с минимальными рисками. Человек уже получает знания, консультации, проходит обучение, начинает управлять заведением с известным именем.

Но франчайзеры сильно ограничивают франчайзи, практически «заставляя» их следовать инструкции. Вы можете начать бизнес с помощью франшизы, но, набравшись опыта и заработав достаточно средств, стоит открывать собственное дело.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *