Что такое субфранчайзинг?

что такое субфранчайзинг
Франчайзинг – популярная форма ведения коммерческой деятельности в России, которая подразумевает предоставление в аренду прав на применение бренда, технологий, схем либо иных изобретений за оговоренную плату. Рынок активно развивается в данном направлении, поэтому регулярно появляются новые формы и методы построения бизнеса. Сегодня мы поговорим о том, что такое субфранчайзинг. А также разберемся в особенностях договора деловых отношений такого вида, его главных отличиях от традиционного франчайзинга, преимуществах и недостатках.

Что такое субфранчайзинг: юридическое обозначение

Субфранчайзинг – это способ осуществления франчайзинговой деятельности, который подразумевает передачу эксклюзивного права на реализацию франшиз в конкретном регионе посреднику, получившему название «субфранчайзер». В таких отношениях складывается следующая иерархия:

  1. Генеральный франчайзер.
  2. Субфранчайзер.
  3. Субфранчайзи.

Продаваемая посредником франшиза называется мастер-франшизы. Регулирование отношений подобного типа определено в статье 1029 ГК РФ, только определения «франчайзинг» и «субфранчайзинг» соответственно заменяют «коммерческая концессия» и «субконцессия».

Основные правила субконцессионных отношений:

  • их длительность не может превышать срок действия коммерческой концессии;
  • франчайзи-посредник ответственен за деятельность партнера перед генеральной компанией;
  • при выходе из дела субфранчайзера, его обязанности перед субфранчайзи переходят к главной компании.

Чем субфранчайзинг отличается от франчайзинга?

Мы привыкли к традиционным франшизам: знаем их преимущества и недостатки, принцип работы, подводные камни. Для понимания полной картины о том, что такое субфранчайзинг, нужно разобрать его отличия от классической франшизы.

Определим ключевые особенности:

  • субконцессия обязательно подразумевает наличие посредника, в то время как франчайзинг – это прямое взаимодействие;
  • при решении конфликтов с представителем субконцессиональных отношений помощь оказывается непосредственно главной компанией, в то время как проблемы с франчайзером можно решить только в суде;
  • традиционное соглашение по договору франшизы самодостаточно, а вот характер взаимодействия между субфранчайзером и субфранчайзи зависит от отношений первого с генеральной компанией;
  • субфранчайзинг – это способ адаптации под региональные особенности, в то время как франчайзинг – нет;
  • ценовая политика предприятия на закрепленной за субфранчайзером территории устанавливается и регулируется без вмешательств со стороны;
  • прибыль от роялти, паушальных взносов и иных платежей распределяются между генеральной компанией и посредником пропорционально вкладу в деятельность по реализации франшизы.

Как видно, все отличия обусловлены появлением в предпринимательских отношениях промежуточного звена. Оно играет двоякую роль: франчайзи по отношению к генеральной компании и франчайзера – к субфранчайзи.

Какие есть виды субфранчайзинга?

Самым распространенным видом субфранчайзинга является мастер-франчайзинг. При таком типе взаимодействия посредник передает партнеру как право на работу по его схеме, так и часть прав на интеллектуальную собственность. То есть, субфранчайзер одновременно занимается и предоставлением привилегий, и открытием точек сбыта в составе, по максимуму приближенном к объему прав генерального франчайзера.

Такой вид франшизы часто применяется в международных субконцессионных отношениях, когда мастер-франшиза распространяется на одну либо несколько стран. Пример: американская компания косметики (генеральный франчайзер) продает право на субфранчайзинг московской компании. Она, играя роль субфранчайзера, открывает магазин в Москве и за определенную плату передает привилегии на использование бренда организациям (субфранчайзи) по всей России.

Кроме того, субфранчайзинг подразделяется на виды по:

  • территории (отдельная область, страна, либо несколько государств);
  • передаваемым возможностям (только продажа франшизы либо полное представительство интересов главной компании);
  • по степени контроля (генеральный франчайзер в праве совершать проверки самостоятельно либо передать эти обязанности субфранчайзеру);
  • по прибыли (посреднику причитается определенный процент от реализации франшизы либо часть роялти).

Что нужно знать о договоре субфранчайзинга?

Соглашение о создании прямой франшизы практически идентично договору субфранчайзинга. Различие между ними сводится к объему получаемых прав и размеру вознаграждения.

Среди прочих особенностей выделяются:

  • заключение договора субконцессии должно быть проведено государственными органами, которые до этого регистрировали франчайзера (в том числе и международные договоры);
  • в случае выбытия из партнерских отношений посредника, главный франчайзер не может прекратить сотрудничество с франчайзи, который переходит на уровень ближе к генеральной компании;
  • все доходы от деятельности рассчитываются пропорционально работе по продвижению франшизы, определяются индивидуально и обязательно прописываются в соглашении.

Главное о договоре субфранчайзинга

Права и обязанности сторон в субфранчайзинге могут ограничиваться по нескольким параметрам: зоне деятельности субфранчайзера, объему и стоимости реализуемых товаров и услуг. В зависимости от этих критериев определяется величина прибыли, получаемая генеральной компанией и посредником.

Нередко во время действия договора происходит изменение изначальных условий, на которых он был заключен. К примеру, генеральная компания может поменять свое фирменное название либо коммерческое обозначение. Субфранчайзер имеет возможность продолжать сотрудничество с главным франчайзером на новых условиях, если он с ними согласен. Но изменение обязательно нужно прописать в договоре, так как фактически обстоятельства соглашения трансформировались. За процедуру перерегистрации ответственность несет франчайзер.

При изменении, например, названия генеральной компании, все её партнеры по субфранчайзингу любого уровня могут потребовать уменьшение размера роялти и прочих взносов, так как данное действие может привести к снижению прибыли. То есть необходимо разрабатывать новые рекламные стратегии и заново завоевывать доверие потребителей.

По общему правилу договор расторгается после завершения срока его деятельности. Соглашение продлевается при условии, что партнеры добросовестно выполняли свои обязанности. Расторгнуть договор досрочно можно, но инициатор должен предупредить партнеров о своем решении минимум за полгода.

Стоит ли выбирать субфранчайзинг в бизнесе?

Данный вид ведения коммерческой деятельности наделен большим потенциалом. Однако предприниматель, принимая решение о заключении договора субфранчайзинга, должен понимать всю ответственность, которую придется нести.

Компания, вступившая в субконцессионные отношения, становится официальным представителем международной организации на объемной территории, поэтому открытие каждой новой субфраншизы должно браться под строгий контроль. Субфранчайзи должны придерживаться четкой корпоративной этики и норм качества.

Распространенный по всему миру McDonald’s служит ярким примером успешных субконцессионных отношений. Поэтому вложение денежных средств может выглядеть очень заманчиво, однако изначально необходимо ознакомиться со всеми преимуществами и недостатками.

Плюсы субфранчайзинга:

  • генеральная компания экономит огромное количество времени на ознакомление с особенностями определенного рынка и спецификой его регулирования;
  • у франшизы появляется региональный хозяин, интересы которого направлены на продвижение сети на конкретной местности. Он хорошо ознакомлен с тонкостями рыночной ситуации, мобилен и самостоятельно держит под контролем все нюансы открытия франшизы;
  • франчайзи обладает двойной гарантией – от генеральной компании и от посредника, и подобная схема характерна преимущественно для устойчивых организаций. В случае возникновения проблем, их можно решить внутри организации, без суда.

Главным минусом субфранчайзинга выступает разница в нормах качества реализуемой продукции и предоставляемых услуг. Субфранчайзи обязан учитывать особенности местного рынка и вносить необходимые коррективы.

Локальные партнеры зачастую пользуются привычными решениями в сфере маркетинга и технологий. Это расходится с основой идеей коммерческой концессии, подразумевающей единые стандарты в изготовлении товаров и оказании услуг. К тому же, на предпринимательскую деятельность франайзи в значительной степени оказывают влияние отношения между субфранчайзером и главной компанией.

Заключение

Итак, субфранчайзинг – это аналог субконцессии, который дает возможность региональным компаниям стать составляющими крупной сети. Перед выбором данного вида ведения бизнеса необходимо тщательно ознакомиться с ключевыми особенностями. Не стоит недооценивать богатый потенциал субфранчайзинга, ведь он предоставляет двойные гарантии и задает международные стандарты, но одновременно удлиняет цепочку взаимоотношений.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *