Кто такой франчайзи: понятие, права и обязанности

кто такой франчайзи

Предпринимателю, проявившему желание приобрести франшизу, предстоит столкнуться с некоторыми особенностями данного способа построения бизнеса. Важно заранее изучить, какие есть участники сделки, кто такой франчайзи, как выстроить безопасное сотрудничество. Команда проекта «Идеи моего бизнеса» подготовила материал с пошаговыми инструкциями.

Кто такой франчайзи?

Франчайзи – это простыми словами компания либо предприниматель, решивший приобрести право выступать на рынке под брендом франчайзера, пользуясь его бизнес-системой. Франчайзи партнеру предоставляется помощь в ведении коммерческой деятельности, включая раскрытие особенностей предприятия и регулярная поддержка.

Компания (предприниматель) должны вкладывать собственные средства в развитие дела, но им часто предоставляется материальная помощь различного рода. Например, франчайзер предоставляет существенные скидки на поставку нужного оборудования, материалов и приобретение товара.

Для открытия бизнеса изначально требуется сделать взнос. В зависимости от конкретного бренда, может потребоваться ежемесячно вносить плату за использование имени франчайзера и таких услуг:

  • консультации на каждом этапе ведения предпринимательской деятельности;
  • рекламную и маркетинговую поддержку;
  • помощь в оформлении торговой точки;
  • программы обучения и тренинги.

Система позволяет быстро наладить бизнес, начать хорошо зарабатывать без долгих ожиданий. Например, в России большого успеха добились франчайзи, которые работают по франшизе таких брендов:

Лукойл

франшиза компании лукойл
  • Инвестиции – от 25 000 долларов
  • Окупаемость – 2.5-3 года
  • Партнеры – 290 АЗС
  • Особенности: огромная лояльная аудитория, бесперебойные поставки, продукция отвечает всем стандартам качества

Планета-фитнес

франшиза бренда планета-фитнес
  • Инвестиции – от 62 000 долларов
  • Окупаемость – 2 года
  • Партнеры – 21 клуб
  • Особенности: 150 фитнес-программ, огромная лояльная аудитория, сформированный положительный имидж

Пятерочка

франшиза бренда пятерочка
  • Инвестиции – от 54 000 долларов
  • Окупаемость – 1-1.5 года
  • Партнеров – 45 магазинов
  • Особенности: одна из самых популярных сетей в России, магазины предлагают товары по низким ценам, не взимается роялти

KFC

  • Инвестиции – от 700 000 долларов
  • Окупаемость – 3 года
  • Партнеров – 18 000 ресторанов
  • Особенности: всемирно известная сеть ресторанов быстрого питания, консультации, обучение руководства и работников

Такой метод сотрудничества выгоден для обеих сторон: франчайзи гораздо легче выходит на рынок за счет уже раскрученного бренда, франчайзер – быстрее масштабируется.

Как стать франчайзи?

Индивидуальному предпринимателю (компании) не нужно разрабатывать бизнес-систему. Работа строится по готовой модели, включая отработанную техническую и маркетинговую составляющие. Дополнительное преимущество – у бренда уже есть свои лояльные клиенты, поэтому на рекламе можно сэкономить вплоть до миллионов рублей.

Перед тем, как стать франчайзи, требуется адекватно оценить собственные силы, изучить особенности построения бизнеса по франшизе. Есть определенный алгоритм:

  1. Подготовка. Изучите, что такое франшиза, особенности управления бизнесом по такой модели. Часто франчайзи обязаны работать по конкретной инструкции, соблюдать технологии, а список ограничений может оттолкнуть неподготовленного человека.
  2. Изучение франчайзера. В интернете полно информации о бренде. Особое внимание уделите изучению отзывов клиентов в социальных сетях и на форумах.
  3. Проверка франшизы. Для подстраховки выясните, как зарегистрировано юрлицо (сайт egrul.nalog.ru), есть ли судебные тяжбы (ресурс kad.arbitr.ru).
  4. Подсчет инвестиций. Чтобы вступить во франчайзинговую сеть, нужно сделать паушальный платеж. Это не роялти, которое формируется по-разному и носит характер регулярных платежей, а одноразовый взнос. Также необходимо подсчитать затраты на оборудование, товар и другие сопутствующие расходы.
  5. Изучение и подписание договора. В России нет франчайзингового законодательства. Отношения между франчайзи и франчайзером регулируются договором коммерческой концессии, который требуется изучать с юристом.
  6. Распределение обязанностей. Решите вопрос с поставщиками и территорией. Обязательно узнайте про обучение от франчайзера, предоставление рабочего плана, контроль процесса.
  7. Начало работы. После всех приготовлений, прогнозирования доходов и расчетов риска, можно начинать работу.

Кто такой и как стать франчайзи – разобрались. Пересмотрите каждую составляющую алгоритма, придерживайтесь данной инструкции.

Права и обязанности франчайзи

Наработки и известная торговая марка – основные причины, которые подталкивают начинающих предпринимателей начать вести бизнес по франшизе. Постоянная поддержка позволяет быстрее понять особенности ниши, технологию конкретного производства, работы с конкурентами.

Основные права франчайзи:

  • самостоятельная установка цен на товары и услуги самостоятельно (только учитывайте методы ценообразования франчайзера);
  • предложение собственных способов усовершенствования системы;
  • изменения перечня товаров и услуг по согласованию с франчайзером.

Важно учитывать сроки заключения договора. Франчайзер может попросту не захотеть продолжать сотрудничество по истечении указанного срока. Именно поэтому заключать договор на 1-2 года невероятно рискованно, ведь велика вероятность, что вы не сможете вернуть вложенные в покупки деньги.

Обязанности франчайзи:

  • внесение первичного взноса и других необходимых платежей;
  • выплата сервисных взносов в установленные сроки;
  • активное пользование арендованной торговой маркой;
  • согласование с франчайзером проведения рекламной кампании;
  • следование установленным производственным стандартам;
  • обеспечение доступа к документации представителям арендодателя;
  • проведение обучения сотрудников;
  • хранения технологии производства продукции, методов обслуживания клиентов и организации бизнеса.

Обязанностям франчайзи следует уделить особое внимание. Если их не соблюдать, то можно попросту потерять право управления франшизой раньше указанного в договоре срока.

Как найти франчайзи?

От правильного подбора франчайзи партнера зависит многое, включая региональное расширение и репутацию компании, предоставляющей франшизу. Есть несколько основных способов найти франчайзи:

Посещение выставок

На таких отраслевых мероприятиях можно пообщаться с потенциальными франчайзи, узнать их ожидания. Найти подобные выставки можно в тематических группах в социальных сетях.

Реклама в медиа

Этот способ донесения информации считается самым популярным. Можно рекламировать свою сеть с помощью телевизионного эфира, радио и интернета, сайта.

Реклама в своих пунктах продаж

О потенциальном франчайзи можно узнать в своих точках реализации продукции или товаров, поместив материалы информационного характера. В них должно быть предложение заполнить анкету франчайзи, указав необходимые данные.

Найти франчайзи можно самостоятельно, но потребуется уделить этому достаточно времени. Относиться к данному процессу халатно не стоит, ведь человек (компания) будет управлять вашей франшизой, поддерживать репутацию.

Как контролировать работу франчайзи?

Допустим, вы нашли подходящего кандидата, заключили договор. Теперь важно грамотно выстроить сотрудничество: одни предпочитают передать управление без постоянного контроля, другие – контролировать каждое действие.

Мы советуем не впадать из крайности в крайность, а разумно подойти к сотрудничеству. Есть несколько надежных и проверенных способов:

  • установка и периодический просмотр камер на сданном в аренду объекте;
  • не будет лишним воспользоваться услугами тайного покупателя, особенно на первых порах;
  • контроль источников поставок.

Требуется максимально подробно составить договор, ведь он тоже является механизмом контроля. Нельзя позволять франчайзи полностью вести дела по-своему, это может негативно повлиять на бренд.

Заключение

Бизнес по франшизе выгоден как франчайзеру, так и франчайзи. Грамотно выстроенный процесс работы существенно ускорит рост бренда, поможет обеим сторона увеличить собственный капитал. Только обратите особое внимание на права и обязанности, независимо от собственной роли в данной сделки.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *